Телевидение и дети: концептуально-методологический анализ

«Модель неразвитости»



Мы будем в большей степени основываться на последнем анализе телевидения, воображения и творческого потенциала как частном случае исследования более широкого масштаба. В ходе многочисленных исследований были накоплены знания о том, что негативное влияние телевидения на творческие способности, воображение и фантазии детей гораздо сильнее его возможного позитивного влияния, что в значительной степени обусловлено исследовательской традицией в этой области. Эти исследования детей и телевидения основаны на теориях развития когнитивной психологии, которая акцентирует свое внимание на отдельном ребенке. В связи с этим ребенок воспринимается как процесс «становления» взрослым. Их способности и навыки измеряются и сравниваются с идеальной моделью мышления взрослого. Этот подход был назван «моделью неразвитости», поскольку он считает ребенка «неразвитым» по сравнению с взрослым. Эта исследовательская парадигма имеет корни в различных моделях «стимула-реакции», поскольку ее целью является нахождение корреляции между содержанием телепрограмм и творческой активности. Исследования в рамках этого теоретического подхода проводились преимущественно в виде экспериментов, когда детей помещали в специальные условия и давали им различные задания. В большинстве случаев эти эксперименты могли измерить только уже предопределенные формы творческой деятельности. Так, исследователь считает, сколько раз ребенок повел себя определенным образом: громко сказал что-то, спел песенку, переоделся, переставил какой-то предмет и т.п.


Главное преимущество такого рода исследований - то, что они позволяют отделить и контролировать изучаемые элементы и поместить всех детей в одинаковые условия. Например, можно проконтролировать телепрограммы, которые будут показываться детям во время эксперимента, изучаемые навыки, наличие определенных игрушек в комнате и т.п. Исследователи полагают, что в таких условиях больше вероятность выявления чего-либо необычного и установления правильных причинно-следственных связей. Например, они могут определить, что некоторая образовательная программа стимулирует определенный вид деятельности, а программа с жестоким содержанием нет. В зависимости от выбора изучаемых типов действий и ценностных оценок исследователя может быть поставлено множество различных вопросов (например, «хорошо», когда ребенок переодевается Принцессой, после того как услышал рассказ о ней, но «не хорошо», если он одевается, как Принцесса на экране?). Можно также сделать замечание по поводу уместности неестественной экспериментальной обстановки для исследования и изучения творческих видов деятельности.


Корреляционные исследования


Корреляционные исследования - еще одна распространенная форма научной деятельности в этой области. Для анализа просмотра телевизора в домашних условиях применяются анкетные опросы и измеряется степень корреляции их результатов с другими умственными способностями. Главное преимущество этого метода - измерение совокупного влияния телевидения на множество аспектов в долгосрочном периоде. Поэтому он может дать такие результаты, которые могут быть обобщены и применены в других случаях.


Телевидение и дети: концептуально-методологический анализ


В противоположность вышеупомянутым подходам наблюдения или этнографические исследования изучают детей в их собственных семейных условиях и в непосредственных проявлениях их внутреннего мира через игры, рисунки и/или разговоры. Масштаб таких исследований намного меньше, но они проводятся в более естественных условиях: у детей дома, в школе, где дети проявляют фантазию и творческую деятельность более непринужденно. Практикующие этот метод исследователи не «измеряют» детей, а наблюдают и разговаривают с ними, пытаясь понять смысл того, что они делают и говорят. Они не воспринимают ребенка как процесс «становления» взрослым: он полноправно существует на каждой отдельной стадии своего развития. Дети не воспринимаются как «неразвитые» по сравнению со взрослыми, они просто другие.


Этнографические исследования возникли в русле другой (по сравнению с позитивистскими подходами) исследовательской традиции. В этой парадигме в действиях детей присутствует субъективный смысл, основанный на их мнениях, мировоззрении и самооценке. В рамках этого подхода утверждается, что при психологически ориентированных экспериментах дети часто недооцениваются и, в частности, роль телевидения в мире детских фантазий не может быть выявлена в ходе экспериментов, проводимых в незнакомой обстановке. Дети - это само достаточные социально компетентные личности, активно вырабатывающие смыслы, конструирующие и выражающие значения при общении с окружающим миром. Главные и важные аспекты телепрограмм для взрослого вовсе не обязательно являются таковыми для ребенка, поэтому взрослый человек не может выступать в качестве мерила способностей к пониманию и творчеству маленького ребенка. Эти исследования называют качественными методами. Они концентрируются на «значении телевидения для детей» и том, «что дети делают с телевидением», а не на том, «насколько не развито понимание ребенка по сравнению с пониманием взрослого» и «что телевидение делает с детьми».


Более того, этот альтернативный подход утверждает, что следование логике того, что телевизионный сюжет имеет только одну четкую, правильную и глубокую структуру и ее понимание является решающим для оценки зрелости понимания, мешает раскрытию других возможных интерпретаций. Оценка персонажей, выработка нравственного отношения к ним или идентификация с ними глубоко укоренены в социальном окружении ребенка. Смысл этого критического подхода заключается в следующем: понимание телевидения является по определению контекстно обусловленным опытом. Любая попытка ввести одну «правильную» интерпретацию, одно возможное «значение», например соответствующее взглядам воображаемого взрослого, является заблуждением. Взрослые, так же как и дети, различаются между собой по полу, расе, классовой принадлежности, вероисповеданию, культурным и политическим взглядам. Они живут в очень разных культурах. В связи с этим нет и быть не может одной идеальной модели понимания взрослого человека.


А могут ли два этих подхода быть не конкурентными, а взаимодополняющими? Можем ли мы синтезировать знания, полученные в русле обеих исследовательских традиций, чтобы иметь более полное и исчерпывающее представление о роли телевидения в жизни детей? Можем ли мы одновременно согласиться с тем, что детям не хватает тех навыков и знаний, которые приобретаются уже во взрослом возрасте, и с тем, что детские смыслы и представления, связанные с телевидением, являются и достойными уважения? Можем ли мы учитывать особенности развития отдельного ребенка и в то же время понимать это развитие как зависящее от сложных социальных контекстов? Можем ли мы применять для разрешения наших исследовательских вопросов совокупность экспериментальных, корреляционных и этнографических методов и объединять полученные с их помощью результаты, чтобы иметь более полное представление и лучше понимать детей? Мы должны будем держать в уме все эти вопросы, когда снова вернемся к анализу исследований и обсуждению других проблем.

Популярные сообщения из этого блога

Как подружиться с обидчиком?

Как происходит обучение детей с помощью образовательного телевидения?

Как научиться родителям договариваться с ребенком-подростком?