Факторы, влияющие на развитие речи ребенка
Большинство детей произносят свое первое слово между десятью и четырнадцатью месяцами. Но некоторые могут говорить одно-два слова уже в восемь месяцев. Вполне нормально также, если членораздельная речь появляется у ребенка месяцам к восемнадцати. Когда заговорит ребенок, зависит от многих факторов.
Наследственность. Дети обычно наследуют особенности языкового развития матери или отца. Расспросите своих родителей о том, как было с речью у вас, и, быть может, тогда вам станет ясно, чего можно ждать от вашего ребенка. Многие дети рано начинают воспринимать речь, но сами могут заговорить поздно, потому что их рот, мышцы языка генетически запрограммированы на более медленное развитие.
Очередность рождения. Первый ребенок может начать говорить рано, потому что, во-первых, у родителей больше времени, чтобы поощрять его, а во-вторых, пока у него нет братьев и сестер, у него нет и соперников в словесном общении с родителями. Иногда дети не торопятся начинать говорить, поскольку старшие братья или сестры понимают их и без слов, следовательно, речь становится излишней. Но так бывает не всегда. Часто присутствие старших детей заставляет малыша начинать говорить рано.
Пол ребенка. В среднем девочки начинают говорить раньше мальчиков. Отчасти это объясняется различием между полами, но есть этому и другое объяснение: когда в доме подрастает мальчик, родители часто больше заботятся о его физическом развитии, чем о развитии речи. Разумеется, некоторые девочки начинают разговаривать позже мальчиков. В конце концов, «среднее» потому и существует, что от него бывает много отклонений.
Языковая среда. Дети начинают говорить раньше в богатой языковой среде, когда у них много возможностей оттачивать свое речевое искусство и когда их к этому поощряют (такое поощрение абсолютно отличается от принуждения, какое для ребенка недопустимо. Если в семье говорят больше чем на одном языке, речевое развитие малыша задерживается (он может молчать, потому что не уверен, на каком языке ему разговаривать), хотя в будущем такой ребенок может свободно говорить сразу на двух языках.
Уход за ребенком. Важную роль играет то, где и с кем проводит ваш ребенок большую часть дня. Детсадовские дети часто начинают говорить раньше по необходимости, поскольку их желания выполняются не так, как выполнялись бы при индивидуальном уходе. Кроме того, малыш может начать разговаривать благодаря общению с другими детьми.
Развитие языкового восприятия. Прежде чем малыш заговорит, он должен понимать слова других. Большинство детей начинают хорошо понимать обращенную к ним речь к концу первого года жизни. По реакции годовалого ребенка обычно видно, что ему ясен смысл фраз типа «хочешь пить?», «пойдем гулять» и «не трогай!». Поэтому, даже если ребенок не произносит ни слова, это еще не значит, что он не осваивает искусство речи.
«Индивидуальное расписание». Наряду с прочими факторами, влияющими на развитие речи, необходимо учесть и индивидуальность ребенка. У каждого малыша свой темп развития. Время, когда ребенок произнесет первое разборчивое слово, может настать задолго до того, как ему исполнится год, а может, и ко второму дню рождения. Некоторые малыши еще ходить не умеют, а уже «выдают» целые предложения, другие не могут связать двух слов едва ли не до трех лет. Хотя дети, заговорившие рано, как правило, считаются более смышлеными, «поздние цветы» не всегда запаздывают. К школе дети, начавшие говорить поздно, обычно догоняют, а иногда даже перегоняют своих более «речистых» сверстников.