Детская игра как способ обретения эмоционально комфортного состояния
Порой дети интуитивно ощущают потребность в эмоциональной реанимации. И тогда они сами, без вмешательства взрослых, используют игру именно для обретения эмоционально комфортного состояния.
Сказка, рассказанная девочкой Людой (ей пять с половиной лет) своим четырем сверстникам (дети четырех-пяти лет) сразу после того, как в ходе предыдущей игры в «догонялки» между ними разразился острый конфликт - со слезами, взаимными обвинениями и явным намерением даже устроить потасовку.
Люда: Идите все ко мне. Устраивайтесь поудобнее, я вам расскажу сказку про Золушку. И тогда вы поймете, как надо играть в «догонялки».
Надо сказать, что Люда отличается яркими лидерскими качествами и рейтинг ее популярности во дворе чрезвычайно высок. Дети уселись рядом с Людой и та начала свой рассказ.
«Ну вот! Жила-была на свете Золушка. Это была такая девочка, у которой не было настоящей мамы. Она жила в доме с чужой мамой и ее дочками. Звали эту чужую маму - Мачеха. И Золушка все-все для них делала: убирала в квартире, готовила еду, чистила орехи, даже с собакой гуляла. Кто-то же должен гулять с собакой, иначе она писать-какать станет дома! Кому это понравится? Правильно - никому. Вот Золушка и гуляла с собакой во дворе.
Однажды по радио была реклама. В рекламе сказали: «Все красивые добрые девочки приходите сегодня ночью на бал во дворец. Там будут подарки и принц с короной. Будет весело, как на Новый год. Только, чур, не опаздывать. Кто опоздает, тому подарок не достанется». Золушка решила, что она пойдет на этот бал, потому что она хорошая и она это заслужила. Но как же ей пойти? Она же одна, а на улице ночь! Тогда она говорит своей собаке: «Пойдем со мной на бал. Ты меня будешь охранять от бандитов, а я с тобой поделюсь своими подарками». Собака говорит: «Хорошо, пойдем. А как же мы на бал попадем? Дворец, где нас ждет принц с подарками, - далеко, пешком не дойти!». «Ничего, мы попросим денег у Мачехи и поедем на такси», - сказала Золушка. А Мачеха говорит: «У нас нет денег на такси. Поезжай на маршрутке. 101-я как раз туда идет». Золушка прибрала дом, накормила всех ужином, достала из шкафа свое красное бархатное платье и пошла ловить маршрутку».
Слушая рассказ Люды, дети сидят, как зомби - немигающим взглядом уставившись на рассказчицу и ловя каждое ее слово. Слезы давно у всех высохли. Ни одного замечания к истории никто не сделал. Все поглощены, растворились в сказке.
«А на улице ночь, - продолжает Люда, - темно, как под одеялом в спальне но собака вместе с Золушкой по дороге и Золушка совсем не боялась ночи. Тут подъехала 101-я белая маршрутка с люком, Золушка села в нее и поехала на бал».
Впервые один из мальчишек-слушателей прервач рассказчицу: «А на какое сиденье она села?». «Она села за водителем, а собака легла на пол. Потому что впереди детям ездить в машинах запрещено», - ни минуты не раздумывая, ответила Люда. «Да, я тоже там с мамой сижу, когда сзади места есть. А когда мест нет, тогда мы ждем следующую маршрутку, чтобы не стоять в машине, когда она едет», - успел скороговоркой добавить мальчик, потому что Люда поспешила продолжить историю.
«Во дворце было красиво. Там везде горел свет и на пороге стоял принц с короной и с подарками. Золушка сразу поняла - это мой муж. И говорит Золушка этому принцу: «Мне сейчас не надо твоих подарков, давай сыграем свадьбу и будем жить-поживать да добра наживать. Мы с тобой не будем ссориться, потому что мы созданы друг для друга!». Принц сразу понял, какая Золушка красивая, смелая и хорошая. Он сказал: «Ну хорошо. Давай жениться». И они жили потом долго и счастливо. К ним во дворец приходило много гостей и гостей угощали ореховым тортом с чаем. А у Мачехи Золушка больше не готовила еду и не убирала. Золушка купила Мачехе большой дом, не такой большой, как дворец, но все равно большой - трехэтажный. И наняла Мачехе няню. Только с собакой Золушка гуляла в саду сама. А принц был все время занят на работе по своему королевству. Но когда он возвращался с работы, то они гуляли с собакой вместе. И летом поехали на море отдыхать. Тут и сказки конец, а кто не слушал, тот не будет строить дворец из песка».
Дети с визгом сорвались с места и гурьбой побежали в песочницу.
Когда я оказался случайным слушателем этого рассказа Люды, то в определенный момент поймал себя на мысли, что дети регулярно сами дают родителям такие красноречивые подсказки, что родителю даже приходится прилагать специальные усилия, чтобы их не заметить. Да, эту сказку о Золушке можно считать просто забавной сказкой и не более того. Можно расценивать ее просто детским рассказом, в котором Люда взяла за основу историю о Золушке, добавила к ней свой собственный вымышленный сюжет, сдобрила этот сюжет собственными представлениями о счастливой жизни. И можно относиться к услышанному лишь как фантазированию и развлечению ребенка. Но обрати внимание, сколь благотворное воздействие имеет такой вымысел и на рассказчика и на слушателей. Дети, погрузившиеся 10 минут назад в пучину конфликта, вышли из него «сухими» - хорошее настроение восстановилось не только у рассказчицы, но и у слушателей. На языке психологов это называется «успешная смена доминанты». Увлекательный сюжет истории получил неожиданный финал, который объединил детское сообщество в новом, предстоящем им совместном действии - строительстве дворца из песка. Вполне вероятно, что тот Людин детский страх темноты, который с помощью сказки она сама старается преодолеть, мог быть знаком и другим детям-слушателям. С помощью Люды дети-слушатели стали увереннее и в своей способности перешагнуть через него.
Возвращаясь к теме о необходимости существования правил, о потребности в них для самого ребенка, не может остаться незамеченным интерес детей к тому, какое место в маршрутке заняла Золушка по дороге на бал. Оказывается, что уже привычная для Люды норма - не занимать переднее сиденье в автомобиле, знакома не только ей. В группе дети сами для себя подтверждают: «Да, я тоже там с мамой сижу (сзади), когда места есть. А когда мест нет, тогда мы ждем следующую маршрутку, чтобы не стоять», - скороговоркой добавляет мальчик-слушатель. Мало того, что мальчишка подтвердил правило, вставленное Людой в свой рассказ - сидеть в автомобиле именно на задних сидениях. Парень сообщил сверстникам и о том, что стоя в микроавтобусе ездить опасно. Что он с мамой не заходит в маршрутку, в которой нет возможности ехать сидя.
Дети существа впечатлительные. Дети существа внимательные даже к мелочам. И информация, прикрепленная положительными эмоциями к игре, воспринимается и усваивается ребенком куда лучше, чем скучное, иногда унижающее, нравоучение.
Папа и сын готовятся к поездке на дачу. Ехать они будут на своем автомобиле.
- Папа, можно я сяду вперед?
- Нет, нельзя.
- Но я очень хочу. Я буду хорошо себя вести, буду сидеть смирно.
- Я сказал нельзя, значит нельзя. Впереди в машине ездят взрослые, а ты еще маленький. Вот станешь взрослым, и нет проблем, садись куда угодно.
Разве сравнимо подобное установление правила, гласящего: «Дети в машине ездят на заднем сиденье» и то, что прозвучало по ходу сказочной истории Люды? Чем легче ребенку правило принять, тем больше вероятность, что это правило обретет силу, станет законом, добровольно принятым ребенком к соблюдению.
Игра, а еще лучше совместная игра ребенка и родителя просто обязаны занять достойное место в арсенале родителя. Живя внутри сказки, примеряя на себя ту или иную роль в игре, ребенок фактически формирует свое отношение не только к событиям и героям самой игры. Ребенок по ходу игры формирует и свое отношение к событиям реальной жизни, к окружающей его действительности, к людям, которые находятся рядом с ним.
В сказке, сочиненной Людой, обращает на себя внимание и такое неотъемлемое стремление детей дошкольного и даже начального школьного возраста, как стремление наделить животных и даже неодушевленные предметы человеческими свойствами. Это и понятно, читаемые родителями произведения изобилуют подобными примерами. Разговаривающие умывальники, кухонная посуда, волки, ведущие себя точь-в-точь как люди
- кто из нас испытывает затруднения, чтобы вспомнить прямо сейчас те сказки, о которых идет речь? В нас, даже по мере нашего взросления, остаются образы, которые еще в детстве вошли в наше мировосприятие. Так и для наших детей в ходе игры вполне органичным является то, что говорящая собака в сюжете Людиной сказки - является лучшим другом Золушки. Коли это воспринимаемо и ожидаемо ребенком, то родителю вполне может сослужить добрую службу, когда в ходе совместной игры он попробует делать то же самое. Разумеется, на возникшие у ребенка вопросы в первую очередь следует отвечать от своего имени или от имени героя игры