К чему приводит телевизор в доме?

Роль телевидения в жизни детей



Процесс модернизации вызвал некоторые «побочные» социальные изменения в семье: с одной стороны, это появление совместного семейного досуга, а с другой - растущую склонность людей проводить свое свободное время дома. Ускоряющаяся урбанизация и обеспокоенность собственной безопасностью на улицах города наряду с вышеприведенными тенденциями создают благотворную почву для установления ведущей роли телевидения в семейной жизни. Конечно, этот процесс культурно обусловлен: различные культурные особенности могут быть причиной самых разных форм пользования телевидением. Более долгое пребывание в школе, теплая погода, близость спокойной и безопасной сельской местности, активная общественная жизнь, детский труд, ежедневные домашние обязанности, качество приема телевизионного сигнала, доступность каналов - и это далеко не все факторы - все это играет значительную роль в установлении примата телевидения в жизни детей. Чтобы понять, как происходит этот процесс в рамках нашей собственной культуры, необходимо сравнить его с подобными ему феноменами в контексте других культур. Такое сравнение является необходимым условием для построения более обшей универсальной теории роли телевидения в жизни детей, которая учитывала бы все возможные культурные и разнообразие. Эта теория должна объяснять такие моменты, как социально-экономический статус семьи, занятость родителей, их доход, образование и этническую принадлежность; и на - уровне структурных разных культур - национальные особенности, исторические предпосылки, имманентные для данной культуры социальные или политические конфликты, национальные интересы, характеристика доступных информационных систем и их роль в обществе.


Это особенно заметно, когда речь идет о телевидении. От страны к стране существенно разнятся его историческое развитие, формы функционирования, присущая ей идеологическая основа, правительственные, социальные и культурные механизмы контроля, наиболее распространенные типы программ, взаимодействие глобальной и местной составляющих, а также уникальные характеристики активности и потребностей аудитории. Следовательно, представление о пользовании детей телевизором в их повседневной жизни должно быть составлено не только на основе анализа корреляции личностных особенностей, окружения и характеристик общества, но и на основе общего видения как культурно обусловленного феномена.


К чему приводит телевизор в доме?


Возьмем, к примеру, девочку, растущую в обществе, которое снедают глубокие социальные противоречия (например, конфликт между этническими или религиозными общностями) и в котором существует только одна телевизионная станция, отвечающая интересам доминирующей социальной группы. В этой стране новостные передачи служат основным объединяющим началом и механизмом культивации национальных ценностей и интересов, разделяемых большинством зрителей из доминирующей группы. Члены семьи, а может, и некоторые соседи и родственники могут постоянно собираться вместе, чтобы посмотреть новости и обсудить их. В этом отдельно взятом социальном контексте у девочки появляется внутреннее убеждение, что телевидение имеет первостепенную ценность в идеологическом смысле, что намного важнее возможности посмотреть любимый мультфильм или комедию на досуге. И, для сравнения, мальчик растет в относительно едином обществе, не переживающем какого-либо явного конфликта, и имеет доступ к многоканальному коммерческому телевидению прямо у себя в комнате. При этом в культуре его общества просмотр телевизора расценивается как бессмысленное времяпровождение, но служит для него лично моральным поощрением («Никакого телевизора, пока не сделаешь домашнюю работу и не уберешься у себя в комнате!»). Понятно, что у этого мальчика может выработаться совершенно другое отношение к телевидению как к одному из способов проведения свободного времени.

Популярные сообщения из этого блога

Как подружиться с обидчиком?

Как происходит обучение детей с помощью образовательного телевидения?

Как научиться родителям договариваться с ребенком-подростком?