Обучение бережному прикосновению детей
1.
Слишком часто детей учат не трогать вместо того, чтобы объяснить, как надо трогать. Учить малыша правильно брать хрупкие предметы, как неодушевленные, так и одушевленные, нужно как можно раньше. Делается это так.
2.
выберите безопасное место. Например, сядьте вместе на ковер, на середину большой кровати или на диван.
3.
выберите подходящий предмет. Не начинайте с драгоценного горшка доколумбовой эпохи. Возьмите вещь, без которой вы можете легко обойтись (например, вазу для обеденных свечей, которую тетя Эдна подарила вам на свадьбу).
4.
правильно выберите время для урока. Дети лучше учатся и вряд ли моментально разобьют хрупкую вещь вдребезги, когда они не капризничают, не голодны, не устали, не крутятся на месте от возбуждения, не ведут себя более нетерпеливо или раздраженно, чем обычно.
5.
сначала покажите пример. Возьмите хрупкий объект в руки с преувеличенной осторожностью, как древнюю китайскую вазу, повторяя при этом, например, слово «бережно»: «видишь, как я бережно беру?», «видишь, как я бережно трогаю? »
6.
затем покажите, что значит «бережно». Поставьте предмет и погладьте ребенка, прикасаясь к нему так же, как к вазе. При этом повторяйте: «бережно, вот так». Потом научите ребенка бережно дотрагиваться до вас. Возьмите его руку и проведите по своей коже со словами: «вот так, бережно». Затем возьмите малыша на руки или на колени, протяните ему предмет и попросите взять его бережно.
7.
не растягивайте урок. Старайтесь закончить его прежде, чем что-нибудь разобьется.
8.
повторяйте урок как можно чаще. Не обязательно каждый день, однако от урока к уроку малыш не должен успевать забыть то, чему научился. При каждом удобном случае заговаривайте о том, что трогать надо бережно, например, когда малыш тянет руку к младенцу, к соседской собаке, статуэтке в доме бабушки или к цветку в саду. Помните, что при общении с малышом повторение всегда приносит свои результаты.
9.
хвалите своего ученика во время и после урока. Ничто не вызывает в малыше такой готовности действовать, как одобрение.
10.
необходимо доверять. Если вы доверяете ребенку, он сделает все, чтобы оправдать ваше доверие (кстати, это крайне положительно скажется и на его самоуважении.) Разумеется, это не значит, что вы должны позволить малышу самому ворваться в магазин фарфора, однако не стоит каждый раз взвиваться в воздух, если он проходит мимо кофейного столика в гостях у бабушки.
11.
не полагайтесь на волю случая. Никакие тренировки не исключают случайности. Поэтому все ценное необходимо убрать подальше, даже если вы считаете, что ребенок уже научился бережному обращению с хрупкими предметами.
12.
не реагируйте слишком бурно, если что-то все же разбилось или треснуло. Неприятность может произойти со всяким, особенно с малышом.
13.
научите ценить. Дети понимают, почему большая мягкая или надувная игрушка представляет особую ценность, но слабо усваивают, в чем ценность миски с забавными закорючками, фарфоровой чашки размером с куклу или хрустальной вазы. По мере того как растет понимание ребенка, начинайте объяснять, чем вам дороги коллекционные предметы. Ненадолго заходите с ребенком в музеи, где он сможет увидеть похожие предметы, - тогда ему легче будет выстроить систему ценностей. Если вы собираете более древние образцы, объясните малышу, что значит слово «древний», и при каждом удобном случае показывайте ему древности.