Как ребенок предпочитает воспринимать информацию?
С раннего детства дети своим поведением показывают нам те средства, с помощью которых они воспринимают мир, и подсказывают нам тот язык, на котором с ними легче всего объясняться. Не только наши дети, но и все мы, взрослые, отличаемся способами восприятия окружающего нас мира. Либо мы наибольшую часть информации предпочитаем получать и анализировать с помощью зрения – значит, мы визуалы; либо мы предпочитаем воспринимать информацию на слух – значит, мы аудиолы; либо мы кинеапеты, так как информация усваивается нами лучше, если мы стараемся связать ее с тактильными и двигательными ощущениями. Так же, как и с типами темпераментов, в нас присутствуют все три разновидности восприятия мира в той или иной мере, но одна из них является ведущей.
Особенности общения с ребенком-визуалом
Дети-визуалы должны все видеть. Если вы читаете им сказку, то они лучше воспримут ее содержание, если книжка будет с картинками. А уж когда они научатся читать, счастью их не будет предела. Кстати, они, как правило, учатся читать раньше своих сверстников. Им очень нравятся выставки и музеи, они готовы подолгу рассматривать всё и вся. Поход в детский сад, находящийся на расстоянии 300 метров от дома, растянется у вас на полчаса, поскольку ваш «глазастый» сынуля будет подолгу застывать на месте, разглядывая переходящего дорогу жучка, поломанную травинку и пушинки одуванчика. К тому же он будет спотыкаться и падать на ровном месте, так как редко смотрит себе под ноги: вокруг столько всего интересного, на что стоит посмотреть! Он постоянно будет показывать вам на что-нибудь со словами «мама, смотри!». Если он увидит на улице человека в яркой одежде, особенно блестящей и развевающейся на ветру, он устремится вослед, и вам будет стоить немалого труда отвлечь его. Все, имеющее яркий цвет, будет для него синонимом «красиво».
Вместе с моим сыном посещала младшую группу детского сада изумительная девочка, родители которой сочли за благо с ней не спорить по поводу нарядов. Она могла явиться в садик в красной юбке, зеленой футболке, оранжевой жилетке, синих колготках и желтых туфлях и искренне полагать, что одета исключительно красиво. Родители, хотя и не спорили, но беспокоились, и потому им удалось найти решение проблемы. Они невзначай показывали девочке сочетающиеся гаммы цветов, используя то, что она сама замечала и что ей явно нравилось. Экспонатами и образцами вкуса были как элегантно и со вкусом одетая женщина на улице, так и осенний лист, меняющий свой цвет. В дополнение к этому они отдали ребенка в кружок рисования, благо все дети любят рисовать, и она не являлась исключением из этого правила. В результате к следующему детсадовскому году девочка не утратила любви к ярким цветам, но научилась находить менее кричащие сочетания в одежде.
Дети, реагирующие преимущественно на зрительное восприятие, часто воспринимают людей и пространство через призму цветового спектра. И тогда испугавший их человек будет черным; сердитый – красным; радостный и веселый – желтым или оранжевым; тот, кто с удовольствием играет с ними, – зеленым, а тот, кто их обучает, читает им книжки, рассказывает разные сказки и истории или просто ведет с ними интересные беседы, – синим или фиолетовым.
Очень часто в ответ на ваши вопросы дети-визуалы будут отвечать вам такими фразами: «Ясно», «Вижу» и тому подобными. Если вы хотите, чтобы дети «услышали» вас, постарайтесь говорить на одном с ними языке. Им трудно будет понять такую фразу, как «У нас с тобой на сегодня не очень хорошая ситуация». А вот если вы скажете: «Посмотри, у нас с тобой сегодня какая-то неясная, размытая картинка», то ребенок поймет вас с полуслова. Если хотите похвалить его, можете сказать: «Какая яркая идея!» В общем, постарайтесь использовать побольше слов из зрительного ряда – и увидите сами, как ваше взаимопонимание усиливается и крепнет.
Особенности общения с ребенком-аудиалом
Ребенок-визуал предпочитает больше слышать, чем видеть. Вряд ли он станет стремиться к раннему самостоятельному чтению, поскольку слушать сказки гораздо интереснее, чем их читать. У него будут иметь успех появившиеся сейчас «озвученные» книжки, в которых, например, нарисованы животные, а рядом с каждым животным есть кнопка. Нажмите ее – и услышите, как «разговаривает» то или иное животное. Игрушечные музыкальные инструменты – также большая радость для такого малыша. Наши соседи по даче долго не могли понять, что за сумасшедшие люди на каком-то из близлежащих участков продолжают яростно прибивать что-то в 22:30. Когда они вошли на веранду, где, по их мнению, уже пару часов как спал их обожаемый полуторагодовалый внук, их ожидало изумительное зрелище. Внук стоял в своей кроватке и с наслаждением стучал по стене только что подаренной тяжелой и на удивление прочной погремушкой. Он стукал, потом несколько секунд наслаждался произведенным грохотом и стукал снова. На лице его было написано истинное наслаждение. Аудиалы реагируют не только на то, что вы им говорите, но и как говорите. Они чувствуют малейшие изменения в интонации, ее нюансы. Они с радостью слушают музыку. Они без ума от людей с мелодичными и ритмичными голосами. Маленькая мышка из «Сказки о глупом мышонке» была несомненным аудиалом, потому и «браковала» нянек одну за другой. Тетя Лошадь не подошла ей по причине слишком громкого голоса. Тетя Щука – слишком тихого. Тетя Хрюшка – слишком грубого. И только мелодичное мурлыканье тети Кошки вполне удовлетворило привередливого мышонка-аудиала.
Так что не удивляйтесь, если ваш обожаемый малыш начнет плакать в то время, когда вы решите спеть ему колыбельную. Не исключено, что для него, обладателя тонкого и «абсолютного» музыкального слуха, «голосок ваш нехорош». Ваш сын вполне может назвать «очень громкой тетей» многокилограммовую даму, которая несколько стеснит вас на сиденье в автобусе, даже в том случае, если она не вымолвит ни слова за всю поездку. Для него люди «звучат». Одни звучат приятно, а другие – неприятно, и таких людей малыш старается избегать. Как в «Ходже Насреддине», где до кормления печенкой кот издавал звуки противные, а после – мелодичные и приятные.
Не удивляйтесь, если ваш сын, беседуя с вами и наталкиваясь на непонимание, совершенно, на ваш взгляд, необоснованно заявит: «Ты меня совсем не слышишь!» или вовсе возмутится и потребует: «Не кричи на меня!» после того, как вы выскажете свое неодобрение тихим голосом, но с явно напряженной негативной интонацией. Для вашего ребенка такая интонация равносильна тому, что вы на него накричали, – таковы уж особенности его восприятия. Когда ваш малыш мчится к вам с какой-то ужасно серьезной для него проблемой и от волнения не может даже начать говорить, достаточно вам будет сказать: «Я тебя внимательно слушаю!» – как он успокоится, что наполовину решит его проблему.
Особенности общения с ребенком-кинестетом
Дети-кинестеты нуждаются в том, чтобы все прочувствовать. Запаситесь большим количеством тетрадей, поскольку они будут пытаться все зарисовать, а позже – и записать. Они запоминают не глазами и не ушами, им нужно в первую очередь прикосновение к бумаге. Детей-кинестетов желательно окружить атмосферой уюта, так как они наиболее болезненно реагируют на его отсутствие. Им будет трудно заснуть на неглаженных простынях, поскольку они чувствуют каждую складку и каждую шероховатость. Поход в музей с сыном, относящимся к этой группе, может превратиться для вас в настоящее мучение. И не только для вас, но и для музейных смотрительниц. У всех дети как дети, а вашему необходимо все потрогать, ко всему прикоснуться. Он воспринимает мир через ощущения. Для него очень важно прикосновение.
Тогда они ощущают всю полноту жизни, мягкость и тепло мира. Такой ребенок, столкнувшись с серьезной проблемой и пытаясь ее решить, отвергнет вашу помощь словами «не трогай меня!» даже в том случае, когда вы всего лишь спросили, что с ним происходит, и даже и не думали к нему прикасаться. Когда лучший друг в детском саду вдруг откажется принимать вашего сына в игру и поведет себя совершенно не по-дружески, ваш сын охарактеризует ситуацию как «это очень больно», хотя ни о какой физической боли речи идти не может, ведь не было ни драки, ни какого иного физического столкновения. О загадке или задачке, которая никак не хочет решаться, он непременно скажет не «трудная», а «тяжелая». Если у вас возникла необходимость поговорить с ребенком о проблеме, можно сказать: «Возникла ощутимая тяжесть в наших отношениях» или: «Я хочу коснуться в нашем разговоре твоего поведения». Такой подход облегчит вам беседу, поскольку ребенок скорее отзовется на созвучные ему словосочетания, тем более в сложной и/или неприятной для себя ситуации.