Признаки синдрома вундеркинда
1.
Иногда родителям трудно определить, не слишком ли они давят на своего ребенка. Некоторые родители вполне осознанно стремятся сделать из ребенка вундеркинда, большинство же даже не осознают, что давят на своих детей, и еще того меньше задумываются о негативных эффектах. Не забывайте о предупредительных сигналах, которые свидетельствуют о том, что ваш ребенок находится под слишком сильным давлением.
2.
мало или вовсе нет времени на свободную игру.
3.
тревога, напряжение, угрюмость, усталость, раздражительность, агрессивность, частый плач или нытье, истерики, депрессия, отсутствие энтузиазма.
4.
проблемы со сном или едой.
5.
головная боль, желудочные боли, дрожь, тик или другие (возможно) психосоматические отклонения.
6.
(разумеется, в случае подобных симптомов всегда следует обратиться к врачу на предмет возможного заболевания.)
7.
неспособность играть вместе или рядом со сверстниками.
8.
Любой из этих признаков, свидетельствует ли он об избыточном давлении или о других проблемах в жизни ребенка, заслуживает внимания. Если причина кроется в слишком сильном подталкивании со стороны родителей, пересмотрите свою позицию.
9.
дорастая до начальной школы, такие дети испытывают меньше интереса к учебе, чем их сверстники, не знавшие чрезмерного давления: может быть, потому, что для них из учебы ушли радость и спонтанность, потому что они привыкли доставлять радость не столько себе, сколько родителям.
10.
как прямой результат постоянных требований добиваться только идеальных результатов, у таких детей возникает страх перед неудачей или ошибкой, они часто боятся попробовать свои силы.
11.
когда жизнь ребенка нацелена на достижения, а на детское общение остается мало времени, возникает перекос в развитии. Таким детям очень трудно общаться с людьми.
12.
таким детям трудно найти себя. Дети, которых постоянно заставляли достигать цели, поставленной родителями, а не ими самими, лишаются шансов разобраться в собственных интересах, в том, что им нужно для счастья, - короче, в себе.
13.
у таких детей может страдать самоуважение. Уважение к себе растет с успехами, а дети добиваются успехов тогда, когда они могут достигнуть поставленных перед ними целей. Если они рано сталкиваются с частыми неудачами - когда их заставляют добиваться того, что превышает их способности, - уважению к себе наносится страшный удар. Страдает оно и в том случае, если первую роль играют родители, заставляя детей следовать за собой: «то, что хотят от меня родители, важно. То, что хочу я, - нет. Значится тоже не слишком важен».
14.
в экстремальных случаях такие дети вообще лишаются радостей детства. Поскольку родители считают игру пустой тратой времени, некоторые «вундеркинды» так и не успевают узнать то, что необходимо каждому ребенку: беззаботное, веселое детство. Такая утрата может помешать им стать взрослыми.
15.
совершенно ясно, что доводы, по которым ни в коем случае нельзя заставлять ребенка становиться вундеркиндом, достаточно полновесны. Дети растут и развиваются самыми счастливыми, здоровыми и умными, когда их любят и принимают такими, какие они есть, а также позволяют развиваться с той скоростью, какая им присуща.
16.
тем не менее все дети могут воспитываться в достаточно сложном и стимулирующем развитие окружении, если с самого раннего возраста поддерживать в них врожденную любовь к учебе. Сделать это без давления можно, если прислушиваться к самому ребенку. Пусть сам малыш решает, что ему интересно, а что нет, что удовлетворяет его жажду к знаниям, а что заставляет его пытаться познать больше, чем он способен усвоить.