Как правильно критиковать ребенка?
Позволяйте ребенку делать ошибки. Решать - значит ошибаться, хотя бы изредка. Ошибки обязательны для того, чтобы научиться решать правильно. Если вы лишите малыша возможности делать ошибки, он не сможет учиться на них. Разрешив ребенку сделать собственный выбор, не оспаривайте его. Если выяснилось, что решение было неверным, поддержите малыша, не унижайте его словами «тебе ведь говорили». Не забывайте сами и внушите ребенку, что никто не безупречен и что ошибки допустимы.
Критикуйте конструктивно. Критика должна учить, а не ранить, поддерживать самоуважение, а не уничтожать его.
Критикуйте поведение, а не ребенка. Малышам необходимо знать, что родительская любовь не уменьшится и не исчезнет, если они ведут себя плохо. Чтобы смысл этого послания был четок и ясен, выражайте неодобрение поведением ребенка («кидать игрушки плохо»), но не его личности («ах ты негодник!»). Можно показать также, что вы по-прежнему думаете о малыше хорошо: «странно, что ты так поступил. На тебя непохоже, чтобы ты бил друга».
Сдерживайте критицизм. При наличии малыша вам неизбежно придется исправлять его поведение, однако постоянные указания на ошибки могут лишить ребенка самоуважения, ничуть не исправив его поведения. (ребенок, который все время слышит «ты плохой», может поверить в это и перестать пытаться быть «хорошим».) Если вам совершенно необходимо «выплеснуть» негативные эмоции, пойдите в другую комнату и выскажитесь - чтобы малыш этого не слышал.
Избегайте жестоких, негуманных физических наказаний, включая шлепки, и унизительных наказаний (например, брань в присутствии друзей), не пугайте («если ты не перестанешь, я вызову полицейского и он заберет тебя), не унижайте («ты ничтожество!»). Старайтесь вообще не наказывать.
Подарите ребенку сочувствие. Взрослые и дети лучше относятся к себе, когда помогают другим.
Питайте тело так же, как личность. Голодные малыши или дети, которые едят слишком много или питаются неправильно, недостаточно отдыхают, с большим трудом раскрывают свои потенциалы и легче раздражаются. Эти чувства могут повредить самоуважению. Точно так же подействует отрицательная реакция других на истерики ребенка или другое неадекватное поведение.
Сделайте успех неизбежным. Ваш дом должен быть не только безопасным для ребенка, но и «дружественным» к малышу. Поставьте рядом с раковиной скамеечку, чтобы малыш мог вымыть руки сам, повесьте полотенце, книжные полки и ящики с игрушками так, чтобы ребенок их доставал. Одежда должна легко сниматься и надеваться, игрушки - быть сложными ровно настолько, чтобы ребенку было интересно играть с ними. Все это поможет сформироваться самоуважению.
Привлекайте малыша к работе. Поручая маленькому «помощнику» работу по дому, вы заставите его почувствовать себя полезным и выразите уверенность в его способностях. Когда вы очень малы, вы испытываете к себе гораздо больше уважения, помогая тому, кто много старше вас. Если доверие оказано, не разрушайте впечатления, критикуя результаты детских попыток, даже если ребенок действует медленно, неловко и больше мешает, чем помогает. Не переоценивайте способностей малыша: чтобы его действия не вызвали раздражения, ставьте перед ним только такие задания, которые он наверняка сможет решить. При необходимости помогите ребенку довести дело до конца.
Научитесь не раздражаться от его медлительности. Малыши многое освоили совсем недавно, поэтому им требуется много времени, чтобы что-либо сделать. Вам хватит пятнадцати секунд, чтобы раздеться, а тому, кто едва успел познакомиться с завязками, понадобится пятнадцать минут. Поэтому не понукайте ребенка, который ужасно мучается с зубной щеткой или пытается натянуть штанишки, постоянными окриками «быстрее, быстрее!». Если вы не выдерживаете и начинаете делать это за малыша, вы демонстрируете отсутствие доверия, что непременно отрицательно скажется на самоуважении ребенка. Лучше позвольте ему копаться, включите необходимое на это дополнительное время в план. Если вы торопитесь, попробуйте «подстегнуть» малыша, вызвав его на соревнование: «посмотрим, кто скорее обуется».