Как происходит обучение детей с помощью образовательного телевидения?
То, что до настоящего времени психологические исследования так и не смогли прийти к окончательным выводам, касающимся аудиовизуального языка и когнитивных процессов, привело к появлению отдельной области исследований, которая сосредоточилась на изучении образовательного телевидения и сознательного использования телевидения для достижения определенных образовательных и учебных целей. В основе этого лежало утверждение о том, что популярного телевидения не полностью исчерпывает потенциал этого средства массовой информации и что при соответствующем профессиональном подходе можно извлекать из него значительно больше пользы: уменьшать социальный информационный и образовательный разрыв, передавать более разносторонний, транслировать ценностно-ориентированные сообщения или развивать определенные навыки и способности. Данные о негативном влиянии телевидения только лишний раз подтвердили это: если дети способны учиться негативным телевизионным моделям, то должно быть возможным и использование телевидения для их обучения положительным аспектам.
Процесс развития телевидения
Культурная необходимость вызвала рост интереса к образовательному потенциалу телевидения. В США этот интерес возник во время кризиса образования в 1950-е годы, который был порожден кажущимся ухудшением способности американского общества соперничать с темпами технологического и научного развития индустриальных стран послевоенного мира. Как признаки кризиса расценивались: сокращение числа учителей, утверждение о низком уровне подготовки учителей и устаревший учебный план. Во многих развивающихся странах телевидение рассматривалось как символ и потенциальный катализатор национального развития, модернизации и прогресса. Более того, утверждалось, что телевидение является одним из лучших и эффективных средств осуществления социальных изменений через систему образования, поскольку оно является доступным, недорогим, демократичным, очень привлекательным, вызывающим самые разные эмоции и наверняка обладает еще какими-нибудь достоинствами. Много надежд возлагалось на способность телевидения разрешать разнообразные социальные проблемы.
Образовательное телевидение
В то же время, когда появилось образовательное телевидение, тут же нашлись и его критики, которые утверждали, что оно по природе своей «роботизировано» и не персонализировано, может сделать лишней профессию учителя, подорвать межличностные отношения между учениками и учителями, не дает возможности взаимодействия и получения обратной связи от телевизионных учителей. Также утверждалось, что ученики будут считать своих школьных учителей хуже и скучнее, чем телевизионные. Было озвучено и много проблем характера: финансовые затраты на специальную продукцию, трудности составления школьного расписания, проблемы создания программ, значимых для жизни детей, и необходимость постоянного обновления. Зачастую конечные потребители всей совокупности системы образовательного телевидения, включающей в себя соответствующее обучение и контроль необходимого для ее функционирования персонала, как дань колонизаторскому прошлому развивающихся стран, были обеспокоены возможностью того, что образовательное телевидение будет стимулировать процесс внешней культурной интервенции и будет постепенно поглощено коммерческим телевидением.
Обучение детей с помощью образовательного телевидения
В результате вполне естественного противоречия между высочайшими надеждами и глубоким страхом, характерного для появления нового средства массовой информации, появились два разных вида образовательного телевидения. В одном случае были задействованы первоклассные учителя, которые заведовали всем процессом обучения, а менее квалифицированные школьные учителя только помогали и немного дополняли их.
Это решало такие проблемы, как слишком большая численность учеников в классе и недостаток квалифицированных учителей. Такая система применялась практически во всех развивающихся странах. Вторая система использовалась преимущественно в индустриальных странах. В ней акцент делался на высоком качестве и привлекательной форме образовательного телевидения, чтобы оно могло соперничать с коммерческим телевидением. Образовательное телевидение в этой системе служило скорее дополнением, а не заменой классного учителя.
Здесь нужно уточнить, что в нашем понимании образовательное телевидение включает в себя учебное. Два этих понятия часто пересекаются, или же размываются границы между ними. В обычном понимании образовательное телевидение характеризуется общими образовательными целями, в то время как учебное телевидение концентрируется на отдельных предметах, входящих в курс школьной программы. Более глубокое и подробное обсуждение образовательного телевидения потребовало бы обращения к сложным образовательным/педагогическим вопросам, таким, как методы обучения, создание учебной программы, педагогические принципы и т.п.